Основные принципы общения с детьми и подростками, предупреждающие и снимающие эмоциональные и поведенческие расстройства
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Предлагаем Вам рекомендации, которые должны помочь всем взрослым членам семьи установить с ребенком ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые возникли при общении с ним.
В течение длительного времени родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или, наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, — детского или подросткового невроза.
Родители начинают искать решение возникших проблем в специальной и научно-популярной медицинской и психологической литературе. Большое количество профессиональных терминов, тестов, примеров повергает их в растерянность, тревогу и отчаяние. Как сориентироваться в море специальных слов, обилии примеров, массе рекомендаций, иногда похожих друг на друга? В такой ситуации, конечно, трудно не оказаться в плену растерянности, когда все кажется относящимся к собственному ребенку, принципиально важным и необходимым. Не будучи специалистом, как правильно выбрать совет, который поможет именно Вам решить трудную ситуацию с Вашим ребенком? На приеме родители говорят мне: «Доктор, мы прочли столько книг и статей об общении с детьми, там все написано очень правильно. Но мы никак не можем конкретно найти те рекомендации, которые окажутся полезными для нас. Скажите, а что нам делать конкретно?»
Система взаимодействия родителей и детей « Особые дети особое общение» дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она не затрагивает семейную направленность воспитания, а только предлагает изменить внешнюю форму общения. В воспитании детей нет абсолютов, нет легких ответов, нет методов, гарантирующих успех во всех случаях. Однако существуют
установки, которые могут составить, и действительно составляют, альтернативу в общении с ребенком.
Большинство неврозов, которые мы приносим с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде. Принципы системы «Особые дети — особое общение» способствуют предупреждению и снятию эмоциональных и поведенческих нарушений. Каждый пункт, каждая рекомендация основаны на реализации определенного закона психологического и психического развития ребенка. Эти законы отличаются от физических тем, что не имеют доказательств — это аксиомы. Мы можем проигнорировать эти законы, но не можем их обойти. Просто мы с Вами получим результат с отрицательным знаком.
Желаю Вам, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, успеха в решении проблем с Вашими, самыми дорогими и любимыми для Вас детьми! С уважением БЕНИЛОВА С. Ю.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА — максимально ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ, ТЕПЛОЕ, НЕРАЗДРАЖЕННОЕ.
ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком — предельно (в любых ситуациях) ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ПРИВЕТЛИВЫЙ, ТЕПЛЫЙ.
В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:
- всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и нужную по смыслу фразу можно построить не используя их;
- приказных фраз;
- повелительного наклонения;
- глаголов «должен», «обязан», «нужно»;
- местоимений Я, ТЫ.
ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ. НЕ НАДО:
- вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
- хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.
ПОМНИТЕ:
- телевизор, видео — НЕ НЯНЬКА, т.е. нужно вместе с Вашим ребенком смотреть передачи, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком;
- если Вы огорчены чем-то, постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь Вы, находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как ВАШ СЫН ИЛИ ДОЧЬ — ЭТО РАДОСТЬ;
- ♦ от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ.
СТАРАЙТЕСЬ:
НЕ говорить с иронией и насмешкой;
НЕ делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
НЕ ругаться и не кричать на ребенка;
ВСЕГДА быть с ребенком вежливым, теплым;
НЕ торопить и НЕ подгонять ребенка;
КАК МОЖНО ЧАЩЕ высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие ВАШЕГО ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ВАШ ребенок, несмотря на все проблемы;
КАК МОЖНО ЧАЩЕ подтверждать, декларировать свою ЛЮБОВЬ к нему: ведь это ВАШ ребенок;
НЕ ГОВОРИТЬ ребенку, что вы его не любите или обиделись на него;
НЕ ДАВАТЬ ребенку чувствовать себя плохим.
От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка ТОЛЬКО ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.
ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда — ЛЮБОВЬ.
разгарнуць » / « згарнуць