Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Районный этап конкурса исследовательских работ

Адміністрацыя

Фрунзенскага раёна г. Мінска

Администрация

Фрунзенского района г. Минска

Упраўленне па адукацыі

                                                   Управление по образованию

ЗАГАД

                                                  ПРИКАЗ

09.10.2020 г.  № 276

 

г. Мінск

                                                 г. Минск

 

О проведении районного конкурса

исследовательских работ

 

         В соответствии с планом работы на 2020/2021 учебный год и с целью совершенствования практики по выявлению одаренных и высокомотивированных учащихся, создания благоприятных условий для их поддержки и развития, на основании приказа комитета по образованию Мингорисполкома от 09.09.2020 № 263-ОС

ПРИКАЗЫВАЮ:

         1. Провести районный конкурс исследовательских работ (естественно-математический и гуманитарный цикл) в 2020/2021 учебном году (далее – районная конференция) с 04.12.2020 по 05.12.2020 г. на базе учреждений образования Фрунзенского района г.Минска по следующему графику:

- 04.12.2020 с 14.30 и 05.12.2020 с 9.30 работа секций

«Биология» ,  ГУО «Средняя школа № 38 г.Минска»;

«География XXI века: взгляд юного исследователя» –  ГУО «Гимназия
№ 39 г.Минска»;

«Математика»  –   ГУО «Средняя школа № 23 г.Минска»;

«Литературоведение» (по учебному предмету Русская литература»)  –   ГУО «Средняя школа № 7 г.Минска»;

«Літаратуразнаўства» (по учебному предмету «Беларуская літаратура»)  –  ГУО «Средняя школа № 6 г.Минска»;

«Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык»  –  ГУО «Средняя школа № 125 г.Минска»;

«История – культурное наследие и современность» (по учебному предмету «История»)  –  ГУО «Гимназия № 4 г.Минска»;

- 05.12.2020 с 9.30 работа секций

«Информатика»  –  ГУО «Средняя школа № 128 г.Минска»;

«Физика» -  ГУО «Средняя школа № 116 г.Минска»;

«Химия» –  ГУО «Средняя школа № 81 г.Минска»;

«Лингвистика» (по учебному предмету «Русский язык») – ГУО «Средняя школа № 7 г.Минска»;

«Лінгвістыка» (по учебному предмету «Беларуская мова») –  ГУО «Средняя школа № 6 г.Минска»;

 «Человек и современное общество» (по учебному предмету «Обществоведение»)  - ГУО «Средняя школа № 212 г.Минска»;

«Астрономия» - ГУО «Средняя школа № 96 г.Минска».

2. Утвердить:

2.1. Положение о районном конкурсе исследовательских работ учащихся в 2020/2021 учебном году (приложение  1);

2.2. состав организационного комитета районного конкурса исследовательских работ в 2020/2021 учебном году (приложение 2);

2.3. состав жюри районного конкурса  (приложение 3).

  1. Директорам учреждений образования:

3.1. подать заявки (бумажный и электронный вариант – в управление по образованию, электронный вариант – на электронный адрес базы проведения, указанной в п.1 приказа) на участие школьной команды в конкурсе исследовательских работ учащихся до 12.11.2020 г.;

3.2. обеспечить до 17 ноября 2020 г. доставку работ к месту проведения конференции согласно п. 1 данного приказа;

3.3. назначить педагогических работников, сопровождающих участников районного конкурса, возложив на них ответственность за выполнение норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся во время следования к месту проведения и обратно, а также в местах проведения конкурса;

3.4. направить учащихся 8-11 классов на конкурс согласно утвержденному графику с обязательным проведением с ними занятий по безопасному поведению на пути следования и в местах проведения конкурса;

3.5. обеспечить участие в районной  конференции членов жюри, представленных в приложении 3 к настоящему приказу.

4. Директорам гимназий № 4, 39, СШ № 6, 7, 23, 38, 81, 96, 116, 125, 128, 212:

4.1. организовать на базе учреждений образования работу жюри по рецензированию конкурсных работ  25-26 ноября, 1-3 декабря 2020 года и обеспечить качественное проведение районного конкурса;

4.2. обеспечить членов жюри компьютерной техникой с выходом в сеть Интернет для проверки конкурсных работ на плагиат;

4.3. составить и представить на утверждение в управление по образованию (каб. 236) до 30 ноября 2020 г. программы проведения районного конкурса (по секциям);

4.4. ознакомить участников с положением и порядком проведения районного конкурса исследовательских работ учащихся не позднее, чем за месяц до его проведения;

4.5. разместить информацию о проведении и положение районного конкурса исследовательских работ учащихся на сайтах учреждений образования до 5 ноября 2020 г.

4.6. провести районный конкурс исследовательских работ учащихся (очную защиту)  04-05 декабря 2020 г., обеспечив техническое сопровождение выступлений участников

5. Возложить ответственность за проведение районного  конкурса исследовательских работ учащихся на начальника отдела дошкольного, общего среднего и специального  образования Вашкевич Н.В., главного специалиста отдела воспитательной и идеологической работы
Гончаренко С.К.

6. Гончаренко С.К., главному специалисту:

6.1. подать заявку на участие районной команды в городском конкурсе исследовательских работ до 18.12.2020 года в Минский городской дворец детей и молодёжи (кабинет № 212а);

6.2. предоставить в комитет по образованию (каб. 305) график проведения районного этапа конкурса до 2 ноября 2020 года.

7.  Контроль  за    исполнением    данного    приказа   возложить  на заместителя начальника управления по образованию Кожемякину О.А.

 

Начальник управления                                                                                                               И.А.Чернявская

 

                                                                                                                 Приложение 1

                                                                                                                 УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                 Приказ управления по образованию

                                                                                                                 от 09.10.2020г. № 27624.08.2018304

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о районном конкурсе исследовательских работ

в рамках XL конференции учащихся

(естественно–математический и гуманитарный циклы)

в 2020/2021 учебном году

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Районный конкурс исследовательских работ в рамках XL конференции учащихся (естественно–математический и гуманитарный циклы) в 2020/2021 учебном году (далее –конкурс) проводится в целях выявления, поддержки и развития одаренных учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования района, привлечения их к научным исследованиям, расширения научных контактов.

1.2. Основные задачи конкурса:

повышать интерес учащихся к изучаемым курсам и предметам;

развивать творческие способности, содействовать самореализации личности;

развивать интерес у учащихся к научной деятельности;

развивать формы дополнительного образования учащейся молодежи;

реализовывать идею непрерывного образования путем подготовки одаренных учащихся для продолжения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования;

стимулировать деятельность педагогических коллективов по развитию способностей одаренных учащихся;

активизировать деятельность педагогов в различных формах организации исследовательской работы учащихся.

1.3. Для обеспечения проведения конкурса могут привлекаться специалисты научных организаций, научных учреждений Национальной академии наук Беларуси, учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, среднего специального и высшего образования, иных организаций.

 

2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ РАЙОННОГО КОНКУРСА

2.1. Подготовку и проведение конкурса обеспечивает управление по образованию администрации Фрунзенского района г.Минска (далее – управление по образованию).

2.2. Для подготовки и проведения конкурса создается организационный комитет (далее – оргкомитет).

2.3. В состав оргкомитета могут быть включены представители управления по образованию, учреждений образования.

2.4. Оргкомитет:

определяет время и место проведения конкурса;

определяет перечень учебных предметов, по которым проводится конкурс (далее – секции конкурса);

обеспечивает за 1 месяц до проведения конкурса информационное сообщение на сайте управления по образованию с указанием порядка и срока подачи заявок и материалов проведенных исследований в оргкомитет конкурса;

принимает заявки и материалы исследований (далее – работы) (печатный вариант и электронный вариант в формате PDF) на участие
в конкурсе у работников учреждений образования Фрунзенского района;

формирует состав участников конкурса;

разрабатывает программу проведения конкурса;

определяет порядок и форму проведения конкурса;

организует работу секций в соответствии с поданными заявками;

формирует составы жюри секций конкурса;

награждает победителей конкурса;

анализирует и обобщает итоги конкурса.

2.5. Для оценивания проведенных исследований, умения представить полученные результаты и защитить их в публичной дискуссии во время проведения конкурса оргкомитетом создается жюри. Составы жюри секций формируются из специалистов соответствующих научных областей. Жюри каждой секции возглавляет председатель.

2.6. Количественный состав жюри каждой секции конкурса устанавливается в зависимости от численности участников и специфики соответствующей секции.

2.7. Жюри конкурса:

предварительно знакомится с содержанием работ;

оценивает результаты исследования во время проведения конкурса;

рассматривает вопрос снятия работы с конкурса при высоком проценте заимствований из уже опубликованных работ (после проверки системой «Антиплагиат» и другими подобными), а также при присвоении чужих результатов исследований;

предоставляет возможность участникам конкурса познакомиться с результатами оценивания материалов исследования
и их представления только в день работы секции согласно распорядку дня;

рассматривает обращения участников конкурса по вопросам, возникшим у них по результатам оценивания их исследовательской деятельности, дает рекомендации по продолжению проводимых исследований, поиску новых направлений в работе, использованию соответствующей литературы и др. только в день работы секции;

определяет победителей конкурса в соответствующей секции;

рекомендует лучшие работы, получившие по сумме максимальное количество баллов, в соответствии с рейтингом, к участию
в городском конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся в соответствии с квотой, определенной комитетом по образованию Мингорисполкома;

оформляет итоговую документацию;

информирует участников об итоговых результатах.

2.8. Жюри имеет право вносить изменения в перечень примерных критериев оценивания конкурсных работ с учетом специфики научной области и учебного предмета. При этом перечень выбранных критериев принимается на заседании членов жюри и оформляется протоколом.

2.9. Все решения жюри каждой секции принимаются на заседаниях
и оформляются соответствующими протоколами. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третьих утвержденного состава жюри секции.

 

3. УЧАСТНИКИ РАЙОННОГО КОНКУРСА

3.1. Участниками конкурса являются учащиеся VIII–XI классов учреждений общего среднего образования, учащиеся объединений по интересам учреждений дополнительного образования (далее – участники), выполнившие исследования по выбранной ими теме в одной из секций конкурса, работы которых заявлены для участия в конкурсе.

3.2. Участники, не явившиеся на заседание в назначенный день работы секции, не допускаются к участию в конкурсе. Замена участников допускается только в случае, если докладчик исследования не может присутствовать на конференции по уважительным причинам (болезнь и т.п.). В этом случае руководитель предоставляет в оргкомитет уточненную заявку на участие в конкурсе, за подписью руководителя учреждения образования.

3.3. Независимо от результатов выступления на районном и городском конкурсах участники секций «Астрономия», «Биология», «Информатика», «Математика», «Физика», «Химия», желающие принять участие
в республиканском конкурсе работ исследовательского характера (конференция) учащихся, могут зарегистрироваться на республиканский конкурс самостоятельно (подробную информацию о проведении конкурса и способе подачи заявок смотрите на сайте http://uni.bsu.by/arrangements/conf/index.html (ЮНИ–центр–XXI).

 

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАЙОННОГО КОНКУРСА

4.1. Конкурс проводится в два этапа:

1 этап – предварительная защита работ в объединениях
по интересам, научных обществах учащихся, школьных коллективах (октябрь – ноябрь);

2 этап – защита работ на районных конференциях(ноябрь – декабрь).

4.2. Работа секций организуется по двум циклам:

Естественно-математический цикл – по секциям: «Математика», «Физика», «Астрономия», «Химия», «Биология», «Информатика», «География ХХI века: взгляд юного исследователя» (по учебному предмету «География»).

Гуманитарный цикл – по секциям: «Лингвистика»(по учебному предмету «Русский язык»), «Литературоведение» (по учебному предмету «Русская литература»), «Лінгвістыка» (по учебному предмету «Беларуская мова»), «Літаратуразнаўства»(по учебному предмету «Беларуская літаратура»), «История – культурное наследие и современность» (по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси»), «Человек
и современное общество» (по учебному предмету «Обществоведение»), «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык».

4.3. В соответствии с регламентом проведения городского этапа республиканских конкурсов работ исследовательского характера (конференций) учащихся по учебным предметам учащиеся могут выполнять исследование индивидуально (индивидуальная исследовательская работа) или в составе исследовательской группы (коллективное исследование):

не более 3-х человек в исследовательской группе для секций: «Математика», «Физика», «Астрономия», «Химия», «Биология», «Информатика», , «История – культурное наследие и современность» (по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси»), «Человек
и современное общество» (по учебному предмету «Обществоведение»);

не более 2–х человек в исследовательской группе для секций: «География ХХI века: взгляд юного исследователя» (по учебному предмету «География»), «Лингвистика» (по учебному предмету «Русский язык»), «Литературоведение» (по учебному предмету «Русская литература»), «Лінгвістыка» (по учебному предмету «Беларуская мова»), «Літаратуразнаўства» (по учебному предмету «Беларуская літаратура»)

индивидуальная исследовательская работа для секций «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык».

4.4. На каждую секцию конкурса может быть направлено не более 1–й работы участников, победивших в первом этапе.

При равном количестве баллов у победителей первого этапа руководитель учреждения образования ходатайствует  в оргкомитет конкурса о дополнительном включении работ для участия в конкурсе.

Не позднее 12.11.2020 для участия в конкурсе ответственные работники учреждений образования  подают в оргкомитет:

а) заявку в электронном и письменном виде в соответствии
с требованиями, указанными в Приложении 1а;

б) работы победителей первого этапа конкурса (печатный вариант и электронный вариант в формате PDF), в полном соответствии с заявкой, подаваемой от учреждения в указанный срок.

Заявки и работы, поступившие в оргкомитет позднее указанных сроков и не соответствующие требованиям, не рассматриваются и работы к участию в конкурсе не допускаются.

После поступления в оргкомитет конкурсная работа не дорабатывается и не меняется. Предоставление в день выступления измененной
и доработанной работы не допускается.

4.5. Конкурсная работа может быть представлена на секции, которую определяет участник конкурса.

По окончании работы секции участники конференции забирают печатный вариант работ. Оргкомитет не несет ответственности за оставленные работы.

4.6. Оформление титульного листа работы указано в Приложении 1б. Для секций: «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык» титульные листы работ должны быть написаны в двух экземплярах: один – на белорусском или русском языке, другой – на иностранном языке страны, которую выбрал участник конференции.

Требования к конкурсной работе и общие правила оформления должны соответствовать Приложению 1в.

В оформлении и переплете работ не использовать файлы.

4.7. Для секций гуманитарного цикла объем работы в пределах 20–30 страниц, включая приложение. Для секций естественно–математического цикла объем работы в пределах 15–20 страниц, включая приложение.

Работы, превышающие установленный объем, приниматься не будут.

4.8. Подробнее о правилах оформления работ, связанных со спецификой работы секций естественно–математического цикла объем на республиканском конкурсе работ исследовательского характера (конференций) учащихся, см. в разделе «Порядки работы секций»на сайте ЮНИ–центр–XXI (http://uni.bsu.by/arrangements/conf/index.html).

4.9. Примерные критерии оценивания работ:

актуальность и связь с практикой (новизна, научная, практическая или методическая значимость, исследовательский характер работы);

теоретическая обоснованность (постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования, анализ работ предшественников по исследуемой проблеме, обоснование точки зрения автора);

самостоятельность исследования (сложность, оригинальность, личный вклад);

оформление работы (соответствие представления результатов исследования общим требованиям оформления научных работ, структура
и логика изложения материала);

культура выступления (структура, логичность, грамотность презентации, доклада и ответов на вопросы);

владение иностранным языком (для секций «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык»);

владение белорусским языком (для секций«Лінгвістыка» (по учебному предмету «Беларуская мова») и «Літаратуразнаўства» (по учебному предмету «Беларуская літаратура»)).

4.10. Работы, представленные на секции «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык», должны быть выполнены на иностранном языке. Защита работ проходит на иностранном языке.

4.11. На секции: «Лiтаратуразнаўcтва» (по учебному предмету «Беларуская літаратура»), «Литературоведение» (по учебному предмету «Русская литература»), «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык» –
не принимаются творческие работы (авторские стихи, рассказы, басни
и т.п.).

4.12. Время выступления каждого участника составляет не более
12 минут (7 минут на доклад и 3–5 минут для ответов на вопросы участников конференции и жюри). Жюри вправе остановить доклад конкурсанта, превысившего установленный регламент.

4.13. Порядок выступления участников определяется жеребьевкой. Жеребьевка производиться по графику, заранее определенному оргкомитетом.

4.14. На секциях, где представлено более 15 работ, работа будет организована в два дня. Присутствие участников конкурса от начала и до конца работы секции не является обязательным.

4.15. По графику, определенному оргкомитетом, участникам конкурса необходимо будет осуществить проверку презентационных материалов.

При использовании специализированных программных продуктов участники конференции обеспечивают воспроизведение презентационных материалов на собственных технических средствах (ПК или др.).

 

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА

5.1. Количество победителей в каждой секции составляет не более 45% от количества участников от общего количества исследовательских работ, авторы которых набрали наибольшее количество баллов, определяется жюри конкурса учащихся.

5.2. Победители конкурса награждаются дипломами I, II, III степени. Количество дипломов I, II, III степени определяется исходя из следующей пропорции: не более 50% от количества победителей награждаются дипломами III степени, не более 30% дипломами II степени, не более 20% дипломами I степени.

В случае награждения участников, выполнивших коллективное исследование, каждый победитель получает диплом, в котором указаны все участники коллективного исследования.

Каждый участник конкурса получает сертификат участника.

5.3. Установленное в соответствие с пунктом 5.2 настоящего положения количество победителей может быть увеличено по решению жюри секции в случае, если несколько участников (независимо от коллективного или индивидуального исследования) набрали одинаковое количество баллов.

5.4. Результаты конкурса утверждаются приказом управления по образованию.

5.5. Лучшие работы, получившие по сумме максимальное количество баллов, жюри рекомендует к участию в городском этапе республиканских конкурсов работ исследовательского характера (конференций) учащихся по учебным предметам в соответствии с квотой, определенной комитетом по образованию Мингорисполкома (не более 3-х работ от каждой секции).

Приложение 1б

Оформление

титульного листа работы

 

Полное название учреждения образования (по уставу),

от имени которого представляется работа

(ГУО «Гимназия № 31 г. Минска»,
220136, г. Минск, ул. Мазурова, 16, (8017) 257-18-98)

 

 

 

Тема работы

          Секция:
                                               (в соответствии с наименованием
                                               секций, указанных в положении)

  

               Автор(ы):
                                         Ф.И.О. учащегося(учащихся)
                (полностью)
            УО, класс

 

                                                   Научный(е) руководитель(и):
                            Ф.И.О. (полностью),
                                       место работы (полностью),
                                  должность (полностью),
           тел. моб.

 

 

Город, год

 

Для секций иностранной филологии оформляется два титульных листа.

Первый: полностью на иностранном языке.

Второй: название работы пишется на иностранном языке, а в скобках даётся перевод на белорусский или русский язык. Остальная информация оформляется на белорусском или русском языках по выбору.


 

Приложение 1в

Требования к конкурсной работе

1. Конкурсная работа выполняется на основе изучения соответствующей ее тематике литературы (учебников, учебных пособий, монографий, материалов периодической печати
и др.) и интернет-источников.

2. Содержание конкурсной работы должно соответствовать теме, включать в себя обобщение теоретических подходов, содержащихся в изученных источниках, обоснованные теоретические выводы в соответствии с результатами выполненного исследования, использование которых обеспечивает достижение поставленной цели исследовательской работы.

3. Работа должна включать:

титульный лист;

содержание;

введение;

основная часть, состоящая из разделов, представляющих собой обзор информационных источников по теме работы, собственные теоретические
и экспериментальные исследования, разработанные предложения и т. д.;

заключение;

список информационных источников.

4. Введение исследовательской работы отражает ее научную, социальную, профессиональную, практическую значимость. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы, объект, предмет, цель, задачи работы и т. д.

5. Основная часть работы должна содержать материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Материал должен быть обоснованно распределен по разделам.
В подаче материала должна соблюдаться логика изложения.

6. При написании исследовательской работы учащиеся обязаны делать ссылки на источники, из которых они заимствуют материалы или отдельные результаты. Не допускается пересказ текста других авторов без ссылок на них, а также его цитирование без использования кавычек.

Ссылки на источники в тексте работы осуществляются путем приведения номера
в соответствии с библиографическим списком. Номер источника по списку заключается
в квадратные скобки.

7. Заключение содержит от трех до пяти самостоятельно сформулированных обобщающих выводов, отражающих результаты работы и достижение ее цели. Кроме того,
в заключении могут быть представлены актуальные и перспективные последствия реализации и распространения полученных в работе результатов.

8. Список информационных источников оформляется в алфавитном порядке
в соответствии с таблицей 1.

Требования к оформлению текста конкурсной работы

Исследовательская работа печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм).

Набор текста конкурсной работы выполняется с использованием текстового редактора Microsoft Word. Устанавливаются следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 см. Шрифт – Times New Roman, размером 14, междустрочный интервал – множитель 1,2 п., выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,25 см.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Первой страницей работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц исследовательской работы. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют внизу страницы по центру нижнего поля без точки в конце.

Содержание конкурсной работы размещают на втором листе и, при необходимости, продолжают на следующих листах.

В содержании перечисляются разделы (главы), подразделы (параграфы) и, если имеются, приложения с указанием их обозначений, наименований и номера страниц, на которых они помещены.

Заголовки разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны четко и кратко отражать их содержание.

Нумерация разделов (глав), подразделов (параграфов), рисунков, таблиц, формул дается арабскими цифрами без знака «№».

Номер подраздела (параграфа) включает номер раздела (главы) и порядковый номер подраздела, разделенных точкой. В конце номера раздела (главы), подраздела (параграфа) ставится точка.

Заголовки разделов (глав) печатаются без абзацного отступа, без переноса, прописными буквами по центру страницы, полужирным шрифтом без точки в конце.

Заголовки подразделов (параграфов) печатаются без абзацного отступа, без переноса, строчными буквами (кроме первой прописной) по центру страницы, полужирным шрифтом без точки в конце.

Каждую структурную часть конкурсной работы следует начинать с нового листа.

Перечисления выделяют в тексте абзацными отступами. Перед каждой позицией перечисления дефис или другой символ не ставятся. После каждого перечисления, кроме последнего, ставят точку с запятой.

Таблицы и графические объекты (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики, карты и др.) служат для наглядного представления характеристик объектов исследования, полученных теоретических и (или) экспериментальных данных и выявленных закономерностей. Таблицы и графические объекты следует располагать в работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке.

Таблицы и графические объекты обозначают соответственно словами «таблица»
и «рисунок» и нумеруют последовательно в пределах каждого раздела (главы). На все таблицы и графические объекты должны быть ссылки в тексте конкурсной работы. Слово «таблица» и «рисунок» в подписях к графическому объекту, таблице и в ссылках на них не сокращают. Подпись к графическому объекту, таблице и содержание таблицы выполняется 12 размером шрифта.

Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения.

При необходимости конкурсная работа может содержать приложения. Приложения располагаются в конце работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа
с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», напечатанного строчными буквами (кроме первой прописной). Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы. Приложения учитываются при подсчете объема конкурсной работы.

Таблица 1. Примеры оформления списка информационных источников

Характеристика

источника

Пример оформления

1

2

Один, два или три автора

Котаў, А. І. Гісторыя Беларусі і сусветная цывілізацыя / А. І. Котаў. – 2-е выд. – Мiнск : Энцыклапедыкс, 2003. – 168 с.

Дайнеко, А. Е. Экономика Беларуси в системе всемирной торговой организации / А. Е. Дайнеко, Г. В. Забавский, М. В. Василевская ; под ред. А. Е. Дайнеко. – Минск : Ин-т аграр. экономики, 2004. – 323 с.

Четыре и более авторов

Культурология : учеб. пособие для вузов / С. В. Лапина [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 495 с.

Коллективный автор

Сборник нормативно-технических материалов по энергосбережению / Ком. по энергоэффективности при Совете Министров Респ. Беларусь ; сост.
А. В. Филипович. – Минск : Лоранж-2, 2004. – 393 с.

Отдельный том в многотомном издании

Багдановіч, М. Поўны збор твораў : у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. – Мінск : Беларус. навука, 2001. – Т. 1 : Вершы, паэмы, пераклады, наследаванні, чарнавыя накіды. – 751с.

Сборник статей, трудов

Современные аспекты изучения алкогольной и наркотической зависимости : сб. науч. ст. / Нац. акад. наук Беларуси, Гос. науч. учреждение «Ин-т биохимии» ; науч. ред. В. В. Лелевич. – Гродно : Ин-т биохимии, 2004. – 223 с.

Материалы конференций

Правовая система Республики Беларусь : состояние, проблемы, перспективы развития : материалы V межвуз. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Гродно, 21 апр. 2005 г. / Гродн. гос. ун-т ; редкол. : О. Н. Толочко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2005. – 239 с.

Учебно-методические материалы

Горбаток, Н. А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах : учеб. пособие / Н. А. Горбаток ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 183 с.

Философия и методолгия науки : учеб.-метод. комплекс для магистратуры / А. И. Зеленков [и др.] ; под ред. А. И. Зеленкова. – Минск : Изд-во БГУ, 2004. – 108 с.

Автореферат диссертации

Иволгина, Н. В. Оценка интеллектуальной собственности : на примере интеллектуальной промышленной собственности : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10; 08.00.05 / Н. В. Иволгина ; Рос. экон. акад. – М., 2005. – 26 с.

Диссертация

Анисимов, П. В. Теоретические проблемы правового регулирования защиты прав человека : дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.01 / П. В. Анисимов. – Н. Новгород, 2005. – 129 л.

Составная часть книги

Ескина, Л. Б. Основы конституционного строя Российской Федерации /
Л. Б. Ескина // Основы права : учебник / М. И. Абдулаев [и др.] ; под. ред. М. И. Абдулаева. – СПб., 2004. – С. 108–193.

Часть из собрания сочинений

Гілевіч, Н. Сон у бяссонніцу / Н. Гілевіч // Зб. тв. : у 23 т. – Мінск, 2003. – Т. 6. – С. 382–383.

Статьи из сборников тезисов докладов и материалов конференций

Ермакова, Л. Л. Полесский каравайный обряд в пространстве культуры /
Л. Л. Ермакова // Тураўскія чытанні : матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф., Гомель, 4 верас. 2004 г. / НАН Беларусі, Гомел. дзярж. ун-т ; рэдкал. :
У. І. Коваль [і інш.]. – Гомель, 2005. – С. 173–178.

Статья из журнала

Масляніцына, І. Жанчыны ў гісторыі Беларусі / І. Масляніцына, М. Багадзяж // Беларус. гіст. часоп. – 2005. – № 4. – С. 49–53.

1

2

Статья из энциклопедии, словаря

Мясникова, Л. А. Природа человека / Л. А. Мясникова // Совре-менный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. – М., 2004. – С. 550–553.

Ресурсы удаленного доступа

Козулько, Г. Беловежская пуща должна стать мировым наследием /
Г. Козулько // Беловежская пуща – XXI век [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа : http://bp21.org.by/ru/art/a041031.html. – Дата доступа: 02.02.2006.

Разделы сайта